«Трудные» -это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.
Тема девиантного поведения юношей и подростков стоит остро в нашем обществе.

Поведение подростка –внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьёзные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических, социальных и медицинских  проблем.
«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими факторами формирования личности.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющего поведения подростка, относятся:
1.неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка)
2.Конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой.
3. «Асоциальная семья» -преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.
4.Формальная семья-отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, но не расторгают его из материальных и жилищно-бытовых соображений.
5. «Алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков.
6.Семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений, ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания.
Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива.
Чрезвычайно важно для своевременного начала профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и признаки патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Данную работу необходимо проводить с учётом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.
В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально-положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.
Для подростков с недостаточно устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков   может оказаться и медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Психические факторы девиантного поведения подростков.
Подростковый возраст-период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения, переходящим в юношеский возраст.
Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:
1.Реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию.
2.Реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения.
3.Реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом о привычных   желаний и увлечений, страхом перед всем новым.
4.Реакции имитации-подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения- не лучшие образцы массовой культуры.
5.Реакции компенсации и  гиперкомпенсации  обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
6.  Реакции эмансипации - повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);
7. Реакции увлечения - тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);
8. Реакции группирования - составляют важнейшую черту подростков и проявляется в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные, безнадзорные подростки, юноши);